Про это дело писано-переписано куча заметок и блогов, есть весьма годная и информативная статья в википедии (я её прочла перед тем как писать этот пост - статья интересная, рекомендую!)
в общем, да, Лондонское Метро!
пст. я никогда не жила в Лондоне - только приезжала туристом, так что мои впечатления могут быть чуток восторженны, чуток поверхностны, а где-то я могу и приврать (не специально, конечно). Если у вас есть в чем меня поправить - u re welcome!
И естественно, как коренной москвич, я буду неизбежно сравнивать лондонское метро с московским.

Для начала немного исторической справки.
Метро в Лондоне - самое старое в мире. В прошлом году оно отмечало 150 лет, и по всему метро были развешаны плакаты с "ВАУАХУЕТЬ! 150 ЛЕТ МЕТРО!", а в уголках обычных информационных плакатов всё равно было написано маааленькими буквами "вау! 150 лет метро!". И сначала там, в метро, естественно, ходили паровозы, которые потом постепенно заменили на электропоезда. Последний пассажирский паровоз ушел на заслуженный отдых аж в 1961 году (спасибо википедия .
Дальше идет скучно-стандартная история развития метро мегаполиса, но вот интересный факт: до 1987 года в метро можно было курить! То есть курение, конечно, было запрещено, но за этим не особо следили. Моя мама, которая была по работе в Лондоне в 86 году, приехав туда первый раз после этого в 2012 очень сильно удивилась "В метро больше не курят?!". Дело в том, что в 87 году на станции Кингс-Кросс случился жуткий пожар, где погибло больше 30 человек, и именно после этого курение СТРОГО запретили.

Но перейдём к современности.
Навигация. Золотую медаль и звание места с самой пиздецовой навигацией лично от меня получил аэропорт города Минска (это пиздец, ребята! там невозможно найти НИЧЕГО!) Лондонский метрополитен в этом плане куда как удобнее: везде есть указатели, карты и прочее, на станциях висят табло с информацией через сколько и куда поедут ближайшие поезда. Но есть один большой минус (или плюс, тут уж как посмотреть): ХЕРАЛЛИОН станций и переходов, особенно в центре!
Только взгляните на эту карту!
Аж ШЕСТЬ линий встречаются на станции King's Cross St.Pancras!
Или вот, москвичам такое даже в голову не придёт, но КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ КОЛЬЦЕВАЯ! О_о У неё есть начало и конец!!! На станции Edgware Road ты должен вылезти из поезда, перейти по мостику и только тогда поехать дольше по кольцу!
Про то, что от одной станции и в одну сторону могут идти поезда до разных станций и разных линий - это я даже считаю недостойным упоминания, ибо какое из крупных метро в мире может обойтись без такого хтонического пиздеца? даже в москве появляется такая фишка(
С другой стороны, в центре станции метро понатыканы так густо, что от одной до другой можно дойти минут за 10. Что весьма и весьма удобно.
Ещё одна клёвая фишка лондонского метро: надземные станции (благо, метеоусловия позволяют). И очень много путей проходит над землей. Мои безусловные фавориты среди открытых станций, это: South Kensington (там цветы в кадках по всей станции! Цветут всё время! Красота невероятная! картинка из гугла) и Notting Hill Gate (на станции высоченный купольный потолок, пропускающий солнечный свет, а сама она оформлена очешуительно-красивыми арками! Вся такая как сказочный замок! ещё одно фото из гугла)
Есть ещё одна очень прикольная штука, упрощающая навигацию: цвет поручней в вагонах. Почему-то этого нигде не пишут, но я как-то заметила, что основной оттенок поручней совпадает с цветом линии: жёлтые поручни на кольцевой, красные - на центральной, зеленые на дистрикте и т.д. Реально ни в одном путеводителе и статье не встречала упоминания про эту фичу ^^"""
Также интересный факт: размеры туннелей у разных линий зачастую разные. Это связано с тем, что самые первые линии строили частные компании как им в голову взбредет, ну ещё зависит от глубины залегания линий. Собственно, и поезда по этим линиям ходят разного размера. Некоторые модели поездов имеют настолько низкий потолок и закругленные стены, что у человека, привычного к просторным вагонам московского метрополитена, может случиться приступ клаустрофобии)
Но при этом вагоны, по моему мнению, удобнее московских. Сиденья мягче и они разделены пластиковыми поручнями, так что жирный широко расставивший ноги мужик при всём желании не сможет занять два места сразу!
Ещё есть такая здоровская фича как мягкие поджопные жёрдочки для стоящих по бокам и в конце вагонов: выступы, обитые той же тканью, что и сиденья, куда можно немного облокотиться и чуток присесть. Так намнооооооого легче стоять!

Ну и да, шкурный вопрос - оплата проезда. Метро в Лондоне дорогое. Хотя нет, по московским меркам оно ПИЗДИЧЕСКИ ДОРОГОЕ! ТАКОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЖОПА РВЁТСЯ НА БРИТАНСКИЙ ФЛАГ! При этом понять принцип оплаты проезда невозможно даже после пинты пива! Самые дорогие билеты - одноразовые от станции до станции. Их вообще лучше избегать как чумы! Я не могу представить того безумца, который купит такой билет на метро. Ну то есть поездка в 2.5 фунта ≈ 175 руб от соседней станции до соседней - это норм цена для лондонской подземки.
Гораздо выгоднее использовать карточку Oyster ("устрица" в переводе на русский. почему так назвали? А хрен знает!). Это примерно то же самое, что наша "тройка": можно класть на неё деньги и проездные. Проездной на неделю для 1-2 зоны вне часа пик (дальше туристы обычно редко заглядывают) стоит 31,50 фунта ≈ 2200 руб плюс ещё пять фунтов - возвращаемый депозит за ойстер. На НЕДЕЛЮ, напоминаю, это цена за НЕДЕЛЬНЫЙ проездной по ЦЕНТРУ Лондона!! Одно радует - можно кататься сколько влезет в пределах зоны не только на метро, но и на надземном метро, автобусах и DLR (ещё одно надземное метро).
А вот если вы кладете на ойстер не проездной, а просто деньги... становится ВСЁ СЛОЖНО! Списываемая со счета сумма будет зависеть от часа пик/не часа пик, зоны убытия и прибытия, количества уже совершенных за этот день поездок и положения Сатурна к Юпитеру. Но всё равно выходит обычно дешевле, чем единоразовый бумажный билетик.

Немного про сами станции: как и в Москве, в центре много красивых станций: Бейкер-стрит, Ковен Гарден, уже упоминавшийся выше Южный Кенсингтон и тд. При этом на большинстве станций нет как таковой общей платформы, характерной для российского метро. Обычно либо рельсы располагаются посередине, а сами платформы - по бокам, либо платформы разделены стеной, в которой есть некоторое количество проходов. Так что назначить встречу "в центре зала" как у нас - почти нереально. Проще это сделать в вестибюле станции около турникетов, потому что выход с платформы к турникетам зачастую всего один, а потом уже коридоры и переходы извиваются на разные стороны света.
Про вестибюль - отдельная песня. На крупных станциях с пересадками из одного вестибюля можно обыкновенно попасть на кучу разных линий, так что надо быть внимательным и строго следовать указателю. Также в вестибюле находятся:
-кассы (обычно одно-два окна, где всамделешний живой человек отвечает на глупые вопросы туристов, продает и принимает к возврату ойтеры, решает проблему с вашим неисправным ойстером и т.д.)
-билетные автоматы (если вы точно знаете, какой билет вам нужен или просто хотите пополнить ойстер - тогда вам к автомату. Эти гады тоже бывают разные и надо внимательно смотреть на надписи сверху: какие-то принимают к оплате только карты, какие-то карты и наличку но без сдачи, некоторые даже дают сдачу, а некоторые не выдают бумажных билетов, а могут только "заправлять" ойстеры)
-общественные туалеты, кофейни, магазины - тоже есть в вестибюлях станций в большом количестве
А вот уличные музыканты играют в переходах между станциями в специально отведенных для них местах! Вот так вот!
Ну и напоследок, веселая фишка лондонского метро: в вестибюлях перед турникетами обычно стоят большие доски с листом бумаги, на котором станционный стафф должен писать разные объявления типа "Сегодня линия Дистрикт работает с перебоями", но иногда (и я сама это видела) они пишут там всякие приколы типа "Остерегайтесь крыс на станциях!" и т.д.

Ну вот вроде и всё, что я могу с наскока вспомнить про лондонское метро)